Первым вопросом повестки дня расширенного тренерского совета России по лыжным гонкам стало выступление сборной команды России на международных соревнованиях. Право первыми выступить с отчетом было предоставлено тренерам спринтерских групп Татьяне Николаевне Ревиной и Николаю Петровичу Лопухову. Специальный корреспондент wwwskisport.ru в Сыктывкаре, присутствовавший на конференции, передает содержание их выступлений.
Добавлено выступление Н.П. Лопухова 0:20
«С лета в моей группе начало подготовку три человека, - начала свой отчет Татьяна Ревина, - Это Наталья Матвеева, Евгения Шаповалова и Ирина Назарова. Начиная с октября месяца, к нам присоединилась еще и Наталья Нарышкина. На этапах Кубка мира мои спортсменки приняли участие в девяти личных гонках и двух спринтерских эстафетах, в которых они завоевали серебряные и бронзовые медали (Матвеева и Коростелева в Дюссельдорфе, Матвеева и Шаповалова в Либереце). Наталья Матвеева выиграла этап Кубка мира, четыре раза (два раза лично и два раза в спринтерской эстафете) занимала место на пьедестале почета этапов Кубка мира, четыре раза выступала в финале А, два раза в финале В. Перед началом сезона у Натальи было два больных места: у нее хромал классический ход и частенько не хватало сил на финишную прямую. В прошлом сезоне в классических спринтах Матвеева вылетала уже на стадии четвертьфиналов, в этом году прибавила: заняла четвертое место в Куусамо, восьмое место в Кэнморе. Хоть в этом году Наталья и заняла четвертое место в спринтерском зачете Кубка мира, шагом назад я это назвать не могу. В прошлом году она стала третьей во многом благодаря второму месту на этапе Кубка мира в Чангчуне, который пропустили основные конкурентки Натальи в спринтерском зачете, готовившиеся к чемпионату мира. Почему я так подробно останавливаюсь на Наталье? Просто она в нашей команде явный лидер. Теперь ко второму ее недочету – нехватке сил на финиш. Я вообще не сторонница, когда со старта в спринте начинается тактическая борьба. У женщин особенно это не приводит ни к чему хорошему. Поэтому я всегда давала Наталье установку сразу выходить вперед и начинать работать, что, как мы все помним, ей отлично удавалось. За это время Наталья стала одним из лучших стартеров мира. Однако сил на финиш ей часто не хватало, поэтому в ходе предсезонной подготовки мы уделили развитию скоростной выносливости особое внимание. Мы использовали работу в гору на велосипеде, беговые отрезки в подъем, кроссовые эстафеты и другие средства, благодаря чему в этом году нам удалось преодолеть и этот недостаток. Теперь Наталья может не только держать высокую скорость на протяжении все дистанции, но и прибавлять, как мы все видели, на финише».
«Евгении Шаповаловой в этом сезоне очень сильно мешала учеба, - продолжила Татьяна Николаевна. – В этом году она заканчивает ВУЗ, и, естественно, учебные вопросы волновали ее очень сильно. Из-за сессии она начала подготовку с нами только с конца июня, была вынуждена быстро уезжать сразу по окончании соревнований учиться и так далее. Но, надеюсь, в этом году она успешно защитит диплом и на следующий год руки у нее будут развязаны. Еще один резерв, который позволит улучшить Женин результат – работа над техникой конькового хода. Сейчас не буду вдаваться в детали, но там есть над чем работать. Однако и Наталье и Жене в этом году будет лишь по 22 года, они еще очень молодые спортсменки, и результат обязательно будет. Перед третьей моей девочкой Ирой Назаровой 1989 года рождения мы в этом году не ставили задачи выступать на этапах Кубка мира. Ей надо было освоиться в команде, переварить объем работы. (А у старших девочек он в этом году составит около 8000 километров). И Ирина со своей задачей справилась. Как пример можно взять ее второе место на Спартакиаде в этом году, причем Ира бежала на лыжах, которые были на 10 сантиметров длиннее, чем надо. Здесь на чемпионате России она стала в спринте 15-ой и лучшей среди юниорок, хорошо выглядела и в спринтерской эстафете. Наталье Нарышкиной, которая стала заниматься в моей группе с октября, было сначала очень тяжело: были слезы, были бессонные ночи, - и я с ужасом ждала того момента, когда она подойдет ко мне и скажет: «Татьяна Николаевна, отпустите меня домой!» Однако этого не произошло, Наталья отлично справилась, на этапе Кубка мира в Куусамо в прологе стала пятой, бежала в финале В и заняла итоговое десятое место. На «Красногорской лыжне» она была второй и в коньке, и в классике, и уже за счет Росспорта отправилась на этап Кубка мира в Кэнмор. Однако там нас постигло неожиданное разочарование: в одном из финальных забегов Наталья получила травму колена, как потом выяснилось – разрыв мениска. Но от такой травмы, как показывает пример знаменитой легкоатлетки Светланы Мастерковой, тоже можно восстановиться. Так что уже с начала лета я жду Наталью в составе своей группы.
Были допущены нами и ошибки. Например, на этапе в Отепя мы не смогли намазать наших девочек на откровенный дождь, а ведь такая погода очень часта для Европы. А так, пожалуй, больше и не припомню промахов. Задача стояла набрать форму к февралю, и мы с ней справились, подтверждение чему призовые места в Либереце и Лахти. Также я сделала вывод, что надо добавить больше силовой работы. Это видно, когда мы просто сравним спины моих девочек и норвежек – все равно, что рядом поставить ребенка и взрослого мужчину, такая будет разница. Если у кого-то есть соображения по этому поводу, просьба их высказывать, так как медали у нас общие, мы их зарабатываем для страны», - закончила Ревина.
- Подобрали ли вы спортсменок, которые будут проходить у вас подготовку на следующий год, так как по смете в вашей группе предусмотрено пять мест?
- Это Наталья Матвеева, Евгения Шаповалова, Ирина Назарова и Наталья Нарышкина. Кто будет пятым, я еще не решила.
- Как вы будете решать проблему с повышенным уровнем гемоглобина у ваших спортсменок. Ведь на чемпионате мира среди молодежи Наталья Матвеева в очередной раз не была допущена к стартам?
- Проблемы с гемоглобином в моей группе только у Натальи Матвеевой. Началось это с 2006, с Олимпиады в Турине. Просто Наталье необходимо адаптация в пять-семь дней, как по приезду в горы, так и после спуска. После этого гемоглобин у нее приходит в норму. Многие спрашивают, почему я не сделаю ей паспорт крови, но сделать его не так-то просто. Нужны анализы крови всех родственников за последние пять лет, а у нас таких данных, к сожалению, нет. В этом году в состав нашей группы планируется включить биохимика, хотя мы уже самостоятельно собираем данные и знаем, как нужно себя вести. В Италии в этом году мы не рассчитали. За неделю до этого, в Чехии, у нас был гемоглобин 143, а в Италии произошел скачок до 161. Но высокий уровень гемоглобина ничего общего не имеет с допингом, как некоторые тут шепчутся в кулуарах. Мы никаких запрещенных препаратов не применяем.
- Вы озвучили цифру 8000 км в год. Какой процент специальной и какой процент основной работы в этих восьми тысячах?
- Пока я не считала. Подробную статистику готова предоставить на заседании тренерского совета в апреле.
Николай Лопухов: «Необходима единая спринтерская команда»
«Два года назад была создана отдельная спринтерская команда. За это время это вид сильно шагнул вперед. Конкуренция, как показал этот чемпионат России, у нас в стране высокая. Тем не менее, спринтерская группа сборной страны в этих условиях показала хорошие результаты. Летнюю подготовку мы разбили на два периода. В первый период мы работали над развитием общей выносливости, сделали большой объем силовой работы. Во второй период уделили основное внимание развитию скоростных и скоростно-силовых качеств. Зимнюю подготовку мы разделили, также руководствуясь этими соображениями. В месяц мы делали порядка 600-700 километров, летом в базовый период подготовки эта цифра могла вырасти до 1000 км. В ходе подготовки мы пользовались и специальными тренировочными средствами: много работали со штангой, таскали за собой на лыжероллерах баллон. Использовали мы в своей подготовке и искусственную лыжню. Это очень хорошее средство для развития скоростно-силовых качеств. Её можно применять для тренировки как техники одновременного бесшажного хода, так называемой технике «кенгуру», так и традиционной попеременной техники.
В моей группе появилось четыре человека со стабильными результатами. Никита Крюков на этапах Кубка мира два раза бежал в финале А и стал чемпионом России, Михаил Девятьяров три раза принимал участие в финале В, Иван Иванов победил на «Красногорской лыжне» и стал вторым на этапе Кубка мира в Кэнморе, Антон Гафаров выиграл отборочные старты в Рыбинске, был третьим на Красногорской гонке и пятым здесь, на чемпионате России. Однако все мы видим, что четырех-пяти сильных гонщиков явно недостаточно. На примере этапа в Драммене мы все увидели, насколько длинная скамейка у норвежцев.
Из недочетов в работе отмечу, что зимой в силу ряда причин у нас падала силовая подготовка. Я сам видел, как в Канаде всего за неделю до старта те же норвежцы делали тяжелейшую силовую в тренажерном зале, а потом делегировали в финал А пять человек. Также нужна хорошая разминка, а то у нас принято беречь силы перед стартом. Эмил Йонссон, например, перед стартом крутит велосипед.
Если же говорить об Олимпийских медалях, то пока класс наших спортсменов, на мой взгляд, не позволяет о них говорить. Путей решения я вижу несколько. Первое, надо повышать профессионализм, отношение к тренировкам, второе, изменить сами тренировки. Хотелось бы, чтобы и в тренировочном процессе мы имели возможность отрабатывать контактную борьбу. У меня сейчас в группе не такая конкуренция, поэтому, когда я пытаюсь провести подобного рода тренировки, у нас появляются разрывы, не получается того накала борьбы, который мне хотелось бы видеть. Тут я вижу только один выход – собрать всех сильнейших спринтеров в одну группу. Вообще, хотелось бы иметь единую спринтерскую команду со своим смазчиком, массажистом. Хоть нам обычно и помогают смазчики сборной команды, лыжи требуют бережного отношения и ухода не только во время соревнований Кубка мира. С лыжами надо работать, откатывать, проверять структуры, поэтому такой человек нам просто необходим.